Electrocircle — «Interview»

Третьим героем нашей серии интервью с музыкальными обозревателями стал Павел Swerzzz, основатель одного из самых оригинальных, самобытных и ярких блогов об электронной музыке — Electrocircle.

Впервые я наткнулся на Пашу лет 6 назад, когда он вел сообщество, посвященное инди-рок музыке, в коем вооружившись великолепным слогом, насыщенным прелестными метафорами, очень остроумно и веско хвалил или же разносил в пух и прах новые релизы музыкантов, никогда не идя при этом на поводу у публики и конкретно его читателя. Паша — это феномен, в хорошем смысле этого слова, в нашей суровой и беспощадной музыкальной публицистике, которой по сути и нет. Проект Электрокружок, как по мне, это квинтэссенция самого автора — его можно либо любить, либо ненавидеть, а другого не дано. Как модно говорить: те кто не знает — не поймет, а другим и объяснять ничего не требуется. В интервью нашему блогу Паша рассказал о своей пахнущей морозом коже, о том, как он начал заниматься музыкальной публицистикой, о Гарри Поттере, о том, каким образом люди учат новые слова, называя его снобом, и о многом другом.

Меня зовут Павел и я родился в городе Хабаровск. Потом я уехал на Чукотку, откуда перебрался в Приморский край с воспоминаниями о неописуемой красоты северного сияния, огромных сугробов снега и главных развлечениях августа – купание в горной реке и катание на санках по вечным ледникам. Сколько себя помню, я заставлял детей облизывать железные качели, мотивируя это тем, что мы – люди севера, нам нечего бояться таких мелочей как прилипший язык. Некоторые мои бывшие говорили, что моя кожа пахнет морозом, или порошком Тайд «Морозная свежесть».

Моя первая кассета была так давно, что я не помню. Скорее всего, это был сборник лучших хитов группы Aqua. Или какой-нибудь русский рэп, типа Шеff’а. Это потом пошли все эти Гориллаз и прочие лимпбизкиты. Мои друзья рэперы очень уважали мой вкус на «тяжеляк». Но для этих русских рэперов из глубинки даже группа Crazy Town и Аврил Лавинь были довольно-таки «хардкорными». Они даже пытались учить меня брейкдэнсу, но я предпочитал учиться употреблению разбавленного водой спирта. А вот диск (точнее – диски) я помню. Это были «Puppy» от Fluke и «Вендетта» Земфиры.

О музыке для всеобщего обозрения я начал писать в году 2006-м. Изливать свои мысли бумаге я умудрялся в раннем детстве, поэтому мои школьные сочинения «как я провел лето» получали сдержанные оценки – учителя были старой закалки и не любили рассуждений о тленности бытия в окружении грядок с картошкой. Позже делился с миром мыслями на сайте про Гарри Поттера, который я вот этими пальцами написал в блокноте, начиная с <html><head> и дальше по списку. Гарри Поттер тогда не был таким уж громким событием, поэтому это было вполне весело смотреть первые трейлеры к «Узнику Азкабана» в плеере, размером со спичечный коробок. И, что более важно, гораздо забавнее было писать об этом, называя Эмму Уотсон кривляющейся малолетней блядиной, а Рэдклиффа – аутистом.

Инди-сообщество на diary.ru появилось только ради смеха. Мы с девушкой Анастасией хотели, чтобы нам накидали музыки в ответ на наши едкие саркастичные посты про Klaxons, прически The Horrors, проблемы белых людей в песнях Voxtrot и прочих. Что-то в духе – не нравится, что мы поругали твою любимую группу (хотя кто о них тогда знал?) – посоветуй чего-нибудь лучше. И, знаешь, это сработало! Потом появлялись люди, которые разделяли нашу точку зрения, потом появлялись те, кто воспринимал все события на сугубо серьезных щщах, были те, кто вообще ничего не понимал. Indie People сыграл свою роль – я получил необходимую мне музыкальную базу, приобрел новые интересные знакомства, которые играют не самую последнюю роль в моей нынешней жизни, смог отличать божий дар от яичницы и создал Электрокружок.

Моя целевая аудитория — это молодые люди (закончившие институт, но хранящие в памяти боль от ожогов на заднице, когда не удавалось скачать трек с «того» майспейса), которые не постесняются отругать любимого музыканта за то, что он выпустил говно и не будут его оправдывать, отправляя почивать на лаврах. Это люди, которые могут безапелляционно заявить что-то в духе: «я, конечно, люблю Молку, но последний альбом Пласибо – бездушное пресное говнище! Пойду, порежу вены ему!». Люди с комплексом Бога, наверное. Я люблю своих читателей. Люблю их критику (именно критику, а не бездумное «обсиралово» — следует различать понятия), настороженно отношусь к похвале, и именно они меня мотивируют перегрызать глотку своей лени и слушать новую музыку, получать эмоции и выражать их буквами. Ради внимания этих людей хочется стараться.

Электрокружок создавался как раз для того, чтобы развить свой музыкальный вкус в нише электронной музыкы. Еще и потому, что мы все любим танцевать. Я графоман, мне нужно делиться мыслями, поэтому ныряя в болото электронных трелей, я возвращался с новыми сокровищами и мчался всем рассказать, а поскольку я полный профан в технической части (меня даже можно удивить простой трескотней и шарканьем монеткой по стеклу, если все это сопровождается цепляющим ритмом), то воспринимал музыку с точки зрения образов и переживаемых чувств, писал именно об этом. Хотелось подарить немного жизни потенциально искусственной музыке и, главное, нашлись единомышленники. Потом я слишком завяз в этой идее, испугался самокопирования, отрицал копирование других и ощутил все более и более охватывающую пустоту в словах. Людям становится скучно читать, им нужно слушать подкасты на бегу, читать твитты, попивая кофе, иметь мнение о музыке, слушая пост с 9 треками из случайного паблика ВКонтакта или репостить смешные картинки на музыкальную тему. Все – только не читать.

Мне нравится находить родственные души в музыке. Знаешь, бывают такие моменты, когда услышал случайный звук, а зрачки расширились, и сердце забилось в припадке экстаза? У меня тут же появляется ощущение, что с этим музыкантом у меня есть нечто общее, точки соприкосновения, ведь он смог подобрать отражение моей эфемерной души в материальном звучании, которое можно прочувствовать здесь и сейчас. Потому и погружаешься в его музыку, чтобы она тебе рассказала о тех местах, куда тебе не хватает времени или смелости заглянуть. Кто-то радует от начала и до самого конца, кто-то уже со следующим релизом отправляется ублажать чужие уши. Шлюхи, одним словом. А делиться с кем-то любимой музыкой (читай – воплощением себя) – это что-то на уровне публичного оголения и сообщения пин-кода банковской зарплатной карты.

Иногда проскакивает мысль, что лучше иметь поклонников, чем друзей. Мне кажется, я лучше реализую себя с точки зрения творческой единицы, чем социально-адаптированного организма. До тех пор, пока они думают, что я – трехголовая химера, пускающая молнии из глаз и поедающая по утрам альбомы Интерпола, они стараются мне понравиться… Вот сейчас эта мысль опять появилась, и снова исчезла.

Работа над Электрокружком открыла мне свободу мнения и некое болезненное отношение к честности, точнее – к ее отсутствию. Я готов простить все – дурные манеры, тупость, даже отвратительный музыкальный вкус, но не ложь. Особенно самому себе. Я не боюсь сказать правду в лицо, даже если меня будут за это ненавидеть. У меня и так дохуя проблем из-за этого. Когда буду лежать на смертном одре, весь такой красивый и с короной на голове, я буду знать, что, несмотря на ненависть всех вокруг, никто никогда не сможет приписать мне слово «лицемерие». Только, если я не сойду с ума и не начну в прямом смысле мерить чужие лица. Срезать их тонкой бритвой и цеплять на себя.

Электрокружок дал мне понять одну простую вещь – со мной считаются. Афиша не пропустила пост про нас? Не беда! Опубликуем его сами. Анонимы на бордах поливают дерьмом? Отлично, лишь бы NME не читали. Меня называют экзальтированным снобом? Круто. Люди учат новые слова. Кто-то все еще пытается наставить меня на путь истинный? Прекрасно! Не перевелись дурачки, которые могут повеселить.

Главное в нашей жизни что? Правильно, находить веселье в мелочах. Благодаря этим четырем годам деятельности Электрокружка, которые закончились вполне достойно, в самом расцвете, я узнал, что мне еще рано садиться за написание книги. Я могу гораздо лучше.

Планов, связанных с музыкальным писательством у меня нет… Если, конечно, мне не позвонят из Вог и не предложат вести у них музыкальную колонку. Вог – это же что-то про концертную жизнь, да?

Увлечение у меня одно – музыка. Главная страсть и любовь. Мое лекарство, моя обида, мое созерцание нутра, мой энергетический заряд. Ну скучно же писать про книги и сериалы. Шоппинг – это нормальное увлечение? Нет, напишу-ка я лучше «зарабатывание денег». Нет у меня личной жизни, так и запишите.

Есть еще увлечение – я хороню музыку собственного сочинения в голове. Меня часто спрашивают – «ты вот такой весь дохрена музыкальный, почему ты не пишешь музыку сам?» (это была цитата). Однако для меня музыка – это чертова магия и если я узнаю, что там не было никакого кролика и все эти полеты над сценой в свете софитов – всего лишь дым и зеркала, я разочаруюсь, заболею и умру. Бывают, конечно, моменты, когда я спускаюсь по радуге на своем волшебном единороге с небесной ванильной страны на грешную землю и осознаю, что новый трек Машиндрама накликан за три минуты в каком-то там музыкальном ПО, это не мешает мне отрываться под него, не испытывая стыда, но и оценка в целом будет соответствующая, если кто-то захочет поговорить о цифрах.

Я не читаю блоги, мне хватает ленты соцсетей и репостов от людей, которые там зовутся «друзьями», чтобы прочувствовать все нынешние тренды. Мне бы хотелось что-то читать, но у Электрокружка до сих пор не появилось конкурентов. Есть завистники, есть подражатели, есть пустоголовые, есть наркоманы, которые сперва веселят, а потом вводят в тоску со сменой барыги. Наша музжурналистика она крайне ангажирована баблом. Писать рецензии, которые выдает Афишка, Тролинг Стоунс или… упс, а больше и назвать-то некого… В общем, писать такую чушь, употребляя слово «пустота» в трех абзацах пять раз – это должно наказываться уголовным кодексом. И, конечно же, русские издания ОЧЕНЬ любят русскую музыку. Будь она тысячу раз говном, но это свое, родное говно, оно даже пахнет березками. Это как американский Питчфорк, который ставит высокие оценки только местным релизам. Я слежу за сообщениями в социальных сетях от любимых лейблов и мониторю страницы «предзаказов» в музыкальных магазинах.

Я работаю юристом в органах местного самоуправления. Да, Афишка, я пошутил про пастуха с айпадом!
Я бы не хотел зарабатывать писательством, потому что это приведет в тупик – напишешь ты душевное осмысленное произведение или отрыгнешь два бессмысленных абзаца – все равно получишь свою копейку. Так зачем стараться?

Может быть и есть, наверное, точно, не знаю. Мне кажется, я брожу во сне и что-то печатаю, потому что просыпаюсь утром и чувствую, как пальцы пахнут клавиатурой.

Лейбл, как и сайт, канул в ничто. Мы выпустили несколько очень крутых релизов, но нам присылали много музыки из которой 80 процентов – первосортный отстой! Другие же лейблы что-то в этом находят и умудряются выпускать. Не нам их осуждать, не мы же слушатели.

Музыкальная индустрия в России сейчас переживает свой подъем. С момента запуска Google Music я перестал качать музыку в принципе, и слушаю ее онлайн. iTunes предлагает отличные цены, появляются магазины виниловых пластинок… Но, я лучше буду «пиратить», чем покупать электронную музыку, изначально созданную в цифре, на виниле, как любят делать некоторые товарищи. Это вызывает у меня смущенную улыбку и растерянность, как при встрече с больными детьми и инвалидами.

Главный источник вдохновения? Тут нет никакого секрета – это АЛКОГОЛЬ! Но на самом деле меня вдохновляют победы. Победы на работе, когда удается распутать какую-нибудь гнусную историю и изъять земельный участок у нерадивого индивидуального предпринимателя. Победы в общении и в преодолении собственных фобий. Победа, когда открываешь что-то новое в череде чего-то однообразного. Победа, когда стих складывается.

Я думаю, что наш слушатель менее претенциозен и менее требователен к музыке, при этом слишком категоричен. Что? Леди Гага – это попса. Несмотря на ее отличную музыку и остроумные тексты – попса для девочек. А вот Джеймс Блейк – молодец! Да, очень чувственный соул у него. Не может набраться смелости и позвонить своей телке? Это значит, что у него тонкая душевная организация. А Disclosure – это вообще пушка! Люди на западе уже откровенно смеются над их одинаковым звучанием, а маститые продюсеры сокрушаются по поводу школьников, которые не застали гэридж 90-х. Но для россиюшки – это прям свежий сочный кайф. Ведь так делает Ванечка Дорн. И так делали Гости из Будущего 14 лет назад.

Мой мир музыка точно изменяет. День ото дня.

ELECTROCIRCLE | EC FORUM SOUNDCLOUD | TWITTER | VK LAST.FM